В безбрежном мраке почивает правда, лишь в нем одном...
читатьА что вообще происходит с роком, если Михаил Козырев крутит в эфире песни пятилетней давности? Или вы просто залипли на «Сплине», как старшее поколение — на Пугачевой?
Нет, просто пустота на этом поле вопиющая, и таким группам, как «Сплин», в спину никто не дышит. Почему так получилось? Тут есть два аспекта. Первый заключается в том, что в современной музыке вообще давно уже ничего не происходит, причем в мировом масштабе. Последний интересный поворот стиля — возникновение чего-то нового — произошел десять лет назад в Бристоле, когда появился трип-хоп. Почему после этого наступило затишье — загадка для всех. А второй аспект чисто наш, национальный. Для занятия рок-музыкой очень важно ощущение того, что ты можешь быть услышанным. Что, если ты написал песню у себя в подвале в Урюпинске, у тебя все равно есть шанс, что она долетит до чьих-то ушей. И серьезнейший удар по этому ощущению нанесла, конечно, индустрия «Фабрики звезд», которая вдолбила людям в голову тезис: «Неважно что, важно как». Не суть, есть у тебя голос или нет, твои стихи или нет, твоя музыка или чужая, — тебя любого завернут в удобоваримую упаковку, и ты станешь всенародным любимцем. «Круто, ты попал на ТV!» — гениально простой путь к славе.
Не понимаю только, как это отразилось на том, что люди в принципе перестали творить?
Очень просто. Если в начале 90-х молодой автор понимал, что он худо бедно запишет песню, худо-бедно донесет ее до нужных людей и она худо-бедно где-то прозвучит... или пусть даже не прозвучит — будет в андеграунде, но это тоже кем-то будет замечено и что-то будет значить... то в 2000-х годах он со своей гитарой, возвращаясь домой, проходит через комнату с телевизором, где сидит его младшая сестра и смотрит «Фабрику звезд», а оттуда — месседж: «Чувак, забудь! Никому ты не нужен со своими песнями! Людям надо совсем другое!» Я, может быть, повторюсь, но то, что происходит на телевидении, — это без преувеличения национальная катастрофа. Сейчас сложно представить, что когда-то на экране были программы Лени Парфенова, Артема Троицкого, а до этого «Программа А», а еще раньше — «Взгляд», «Музыкальный ринг», а не эта чудовищная порнография. И я уверен, что оболванивание этими реалити-шоу вовсе не случайность. Это очень точно совпадает с общей политикой государства. Почему, например, поп-музыка с точки зрения системы предпочтительнее, чем любая другая? Боно сформулировал это точнее всех: «Поп говорит тебе: «Все отлично, ни о чем не надо беспокоиться». Рок кричит: «Стоп! Так ли это? Задумайся!» Рок — это всегда музыка, основанная на одном фундаментальном принципе: личность — превыше всего. Превыше любой системы, любого государства. А на фига это надо государству? Ему надо, чтобы народ пасся, и желательно молча.
А кто принимает подобные решения? Не лично же Путин...
Думаю, самая эпохальная повесть современности будет написана о Косте Эрнсте. Это самая потрясающая метаморфоза, которая в принципе может произойти с человеком. Для меня до сих пор загадка, как можно пройти путь от съемок клипа группы «Алиса» и программы «Матадор» до того, что происходит сегодня на Первом канале. В чем глубинная причина такой метаморфозы — надо спросить у него. Но когда я начинал работать на «Нашем радио», мы с Костей встречались почти каждую неделю и разговаривали о Земфире, «Океане Эльзы», «Танцах Минус». Было видно, что он во всем этом заинтересован, что у него очень четкая вкусовая система и он отлично знает, что говно, а что нет. Получается, сейчас он сознательно идет на компромисс с собственной совестью и пичкает страну этим комбикормом. При этом он реально себя оправдывает. И таких примеров масса. Спрашиваю у одного продюсера с ТНТ: «Как же ты выпустил в эфир программу «Дом-2»? Как ты можешь спать после этого?» И каждый раз реакция стандартная: «Миш, ну прекрати, ты маленький, что ли? Это же востребовано, это рейтинги». Тогда я задаюсь вопросом: «А где это останавливается? Представляешь, какие рейтинги были бы у порно?» А в ответ слышу: «Опять ты все утрируешь».
Так, может, действительно дело в банальном спросе? Вот такой у нас народ, ему нужен «Дом-2», и ничего не поделаешь.
У этой теории есть один существенный прокол. Когда мне говорят, что у людей есть выбор и они просто останавливают его на Петросяне, — это ложь. Потому что в первую очередь этот выбор обусловлен тем, что у нас до сих пор 60 процентов населения имеют возможность смотреть только два канала — Первый и «Россию». Про Интернет вообще не говорю. Поэтому, на самом деле нет никакого выбора. Люди не пробовали ничего другого!
Нет, просто пустота на этом поле вопиющая, и таким группам, как «Сплин», в спину никто не дышит. Почему так получилось? Тут есть два аспекта. Первый заключается в том, что в современной музыке вообще давно уже ничего не происходит, причем в мировом масштабе. Последний интересный поворот стиля — возникновение чего-то нового — произошел десять лет назад в Бристоле, когда появился трип-хоп. Почему после этого наступило затишье — загадка для всех. А второй аспект чисто наш, национальный. Для занятия рок-музыкой очень важно ощущение того, что ты можешь быть услышанным. Что, если ты написал песню у себя в подвале в Урюпинске, у тебя все равно есть шанс, что она долетит до чьих-то ушей. И серьезнейший удар по этому ощущению нанесла, конечно, индустрия «Фабрики звезд», которая вдолбила людям в голову тезис: «Неважно что, важно как». Не суть, есть у тебя голос или нет, твои стихи или нет, твоя музыка или чужая, — тебя любого завернут в удобоваримую упаковку, и ты станешь всенародным любимцем. «Круто, ты попал на ТV!» — гениально простой путь к славе.
Не понимаю только, как это отразилось на том, что люди в принципе перестали творить?
Очень просто. Если в начале 90-х молодой автор понимал, что он худо бедно запишет песню, худо-бедно донесет ее до нужных людей и она худо-бедно где-то прозвучит... или пусть даже не прозвучит — будет в андеграунде, но это тоже кем-то будет замечено и что-то будет значить... то в 2000-х годах он со своей гитарой, возвращаясь домой, проходит через комнату с телевизором, где сидит его младшая сестра и смотрит «Фабрику звезд», а оттуда — месседж: «Чувак, забудь! Никому ты не нужен со своими песнями! Людям надо совсем другое!» Я, может быть, повторюсь, но то, что происходит на телевидении, — это без преувеличения национальная катастрофа. Сейчас сложно представить, что когда-то на экране были программы Лени Парфенова, Артема Троицкого, а до этого «Программа А», а еще раньше — «Взгляд», «Музыкальный ринг», а не эта чудовищная порнография. И я уверен, что оболванивание этими реалити-шоу вовсе не случайность. Это очень точно совпадает с общей политикой государства. Почему, например, поп-музыка с точки зрения системы предпочтительнее, чем любая другая? Боно сформулировал это точнее всех: «Поп говорит тебе: «Все отлично, ни о чем не надо беспокоиться». Рок кричит: «Стоп! Так ли это? Задумайся!» Рок — это всегда музыка, основанная на одном фундаментальном принципе: личность — превыше всего. Превыше любой системы, любого государства. А на фига это надо государству? Ему надо, чтобы народ пасся, и желательно молча.
А кто принимает подобные решения? Не лично же Путин...
Думаю, самая эпохальная повесть современности будет написана о Косте Эрнсте. Это самая потрясающая метаморфоза, которая в принципе может произойти с человеком. Для меня до сих пор загадка, как можно пройти путь от съемок клипа группы «Алиса» и программы «Матадор» до того, что происходит сегодня на Первом канале. В чем глубинная причина такой метаморфозы — надо спросить у него. Но когда я начинал работать на «Нашем радио», мы с Костей встречались почти каждую неделю и разговаривали о Земфире, «Океане Эльзы», «Танцах Минус». Было видно, что он во всем этом заинтересован, что у него очень четкая вкусовая система и он отлично знает, что говно, а что нет. Получается, сейчас он сознательно идет на компромисс с собственной совестью и пичкает страну этим комбикормом. При этом он реально себя оправдывает. И таких примеров масса. Спрашиваю у одного продюсера с ТНТ: «Как же ты выпустил в эфир программу «Дом-2»? Как ты можешь спать после этого?» И каждый раз реакция стандартная: «Миш, ну прекрати, ты маленький, что ли? Это же востребовано, это рейтинги». Тогда я задаюсь вопросом: «А где это останавливается? Представляешь, какие рейтинги были бы у порно?» А в ответ слышу: «Опять ты все утрируешь».
Так, может, действительно дело в банальном спросе? Вот такой у нас народ, ему нужен «Дом-2», и ничего не поделаешь.
У этой теории есть один существенный прокол. Когда мне говорят, что у людей есть выбор и они просто останавливают его на Петросяне, — это ложь. Потому что в первую очередь этот выбор обусловлен тем, что у нас до сих пор 60 процентов населения имеют возможность смотреть только два канала — Первый и «Россию». Про Интернет вообще не говорю. Поэтому, на самом деле нет никакого выбора. Люди не пробовали ничего другого!